Фотографии для интерьерного дизайна, декорирования жилых и офисных пространств
СДЕЛАЙТЕ СВОЕ ПРОСТРАНСТВО ГЛУБЖЕ...

Образ рыбы

 

Рыба – еще один важный архетипически значимый символ. Он имеет множество трактовок, скрытых смыслов, интуитивно понятных многим. А значит – символ рыбы подходит для дизайна интерьеров и обогащения помещений смысловой и символической нагрузкой и подтекстом. Но нужно немного понимать значение этого символа. Действительно, рыб мы встречаем нередко и повсеместно. Это красивый, глубокий, многообразный символ, используемый во все времена и всеми народами, культурами и религиями мира на протяжении веков и даже тысячелетиями.

Что значит символ рыбы

Большинство народов воспринимают рыбу как символ зарождения жизни. На уровне космологии люди понимали, что жизнь происходит из воды, влаги. Рыба важный элемент жертвоприношения богам подземного мира, лунным богиням воды, любви и плодородия. Такое символичное отношение к рыбе было повсеместно: в Древнем Египте, в кельтской, индийской, месопотамской, персидской культурах, искусстве восточных славян и т.д. На многих археологических находках, орнаментах середины первого тысячелетия нашей эры читаются очертания змей, рыб и птиц. Для тогдашних людей это символизировало соединение трех стихий: воздуха, воды и земли.

Изображение рыб часто встречается и в декоре ювелирных изделий народов мира. Например, золотую фигурку рыбки носили как амулет. А орнамент из рыбьей чешуи трактовался как символ потомства, иногда олицетворяя богатство и счастье.

 

 

Рыба и христианство

Безусловно, больше всего рыбу прославили первые христиане. Они сделали из нее настоящий культ и один из ключевых религиозных символов наряду с крестом. Как известно, до начала IV века, официального признания христианства основной религией Римской Империи, христиане были гонимы римлянами. Христиане почти три века жили скрытно, прятались в катакомбах. И символизм знаков использовали для передачи друг другу важных сакральных знаний и тайн. И изображения рыбы обнаружены в катакомбах, где христиане собирались в период почти 300 лет. Символика в первые три века употреблялась активно, причем в утилитарных целях: действительно, как некая тайнопись.

 

Разбирая символизм рыбы, мы должны знать один интересный факт. По-гречески рыба звучит как ICHTHUS. Символ рыбы пояснял происхождение монограммы Иисуса. В древнегреческом слове видели акростих: первые буквы каждого слова составляют осмысленный текст, рассказывающий о Христе. А каждая буква слова ICHTHUS была первой буквой других слов. Они-то и выражали суть идеи христианства: Iesous Christos Theou Hyios Soter или «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» (сокращенно: ICHTHUS или рыба).

 

Самое широкое распространение изображение рыбы получило в III—VI вв. н.э., после того, как римский император Константин сделал христианство религией Римской Империи. И с распространением христианства по Империи и шире символ рыбы обрел еще большую многозначность. Ведь рыба — символ крещения. Она не может жить без воды, а христианин не обретет спасения, не пройдя через эту самую сакральную воду крещения. Если идти дальше, то три рыбы на церковных эмблемах, переплетенные между собой, имеют одну голову. Это символизирует Троицу, троичность бога. Не менее важна и легенда о пророке Ионе, которого проглотила большая рыба, кит. Иона был исторгнут из китовой пасти через три дня целым, что также символизировало воскресение.  

 

Подводный мир для оформления интерьеров

Рыбы в авторском изображении для оформления интерьеров зоомагазина

 

Рыба в Средневековье

Сознание средневекового человека было глубоко аллегорично. В отличие от современного человека они мыслили в большей степени метафорами, ассоциациями. Правда, это носило сугубо религиозный характер. И средневековую живопись реальный мир вовсе не интересовал. Только религия. Поэтому выбор тем и сюжетов для художников был скудным, а символика регламентировалась богословами.  Для регламентации работы художников в отношении символов были даже специальные учебники.

В миниатюрах и надгробных рельефах ХII — XIV вв. рыбы символизировали «верхнюю и нижнюю бездны». А вот в эмблемах использовались редко: ведь рыбы немы и беспомощны. Уже в позднем средневековье люди стали видеть в окружающем мире систему символов и знаков. Рыба для астрономов и астрологов стала знаком Луны. Алхимики рассматривали рыбу как символ воды. Врачи увязывали с ней флегматичность. Что касается простых людей, то и тогда, и сейчас рыба символизирует пост. Меняется символизм рыбы в период Возрождения. В религиозную до того живопись проникает мир земной. Главный вклад в это внесли голландские художники в XV- XVI вв. Они были в постоянном поиске новых сюжетов и подходов. Символы у них, конечно, были в ходу, но вот смысл изображения был у всех разный.  

 

фотография для интерьера

Фото визуальных метафор оформления интерьеров

Так, апофеозом перехода религиозной живописи на светский лад стало творчество Иеронима Босха. Его художественный язык не укладывался в тогдашний канон толкования символов. Мастер употреблял символы в значении, обратном принятому, придумывая свои значения. В его картинах была масса рыб. И все они имели глубоко символическое значение. В творчестве другого художника той эпохи — Питера Брейгеля Старшего – рыбы иллюстрируют фламандские пословицы. Он тоже посвящал им картины.

На картине «Голландские пословицы» (1559 г.) герои, которые обращаются с рыбой, как с едой, художник вложил свой смысл, который настолько глубок, что и до сих до конца не прочитан. Другой его сюжет, в котором мужчина жарит рыбу, иллюстрирует пословицу «Жарить селёдку, чтобы поесть икры» (что символизирует расточительство). В другой части картины Брейгель обозначает неуспех. Крестьянин неудачно ловит рыбу сачком, что означает «рыбачить ниже сети». А объясняется значение так: упустить подходящий случай. На многих картинах Брейгеля есть сюжет «Большие рыбы пожирают малых». Трактовка такова: могущественные угнетают слабых.

Рыба в натюрморте

Мрачное европейское средневековье менялось. Происходила и переоценка значения символов. Символ Рыбы, например, утратил некогда сакральное религиозное значение, привнесенное христианством. Значение рыбы стало сугубо утилитарным: ее ловят, чтобы есть, а не передавать сакральную информацию. Первопроходцами нового взгляда опять же стали голландцы.  Побудил их к этому на исходе Средних веков процесс Реформации, которая запретила творцам использовать в художественном творчестве религиозные сюжеты. Так появился натюрморт или «мертвая природа», где уже не было места ни религии, ни политике. Зато можно было использовать любые предметы, закладывая в них глубоко символическое бытовое и метафизическое значение.

Заказчиками произведений искусства становятся не только церковь, но и зарождающийся класс. Многие заказывали полотна для запечатления своих заслуг. И в каком-то смысле этот процесс положил начало будущей популяризации профессий, специальностей, ремесел. Первые натюрморты были просты, но торжественны. Среди основных символов были хлеб, бокал вина, рыба (символы Христа). Были нож (символ жертвы), лимон (жажда) и орехи в скорлупе (душа, скованная грехом), и, конечно же, символ грехопадения – яблоко. Рыбу как символ художники наделяли буквально веером смыслов. Особенное распространение получила в сценках с рыбных рынков или, например, моменты рыбной ловли. Так, религиозные сюжеты начали уступать место бытовым.

Первопроходцы символизма

Голландия и Фландрия всегда были центрами развития живописи. Там впервые все внимание общества сосредоточилось на новых ценностях: человеке и его интересах. Фламандский художник Франс Снейдерс в «Рыбной лавке», «Фруктовой лавке», «Натюрморте с лебедем» (в 1613−1620 гг.) изобразил столы, заваленные снедью, чаще всего рыбой. Изобилие напоминает не о смерти, а об отшумевшей жизни. Но в этом иллюзорность. Жизнь тех времен была проста и скромна. И перед зрителями картин с изобилием представали всего лишь мечты о старой доброй Фландрии, временах бездельников, где жареные куропатки влетают в рот всем желающим.

Рыба и век ХХ

В начале ХХ века «рыбную» тему художники использовали также активно, что и фламандские мастера живописи. Участники группы «Бубновый валет» приближали творчество к «народному лубку». Они создавали красочные натюрморты, таких как «Натюрморт» (1910 г.) Ильи Машкова. Одно из упоминаний, которое апеллирует к классической традиции — картина основоположника метафизической живописи Джорджио Кирико «Священные рыбы» (1918 г.), в которой сюжет полон таинственности и многозначности. Через десять лет Кирико создал натюрморт с рыбами, в котором он отказался от иррациональной загадочности, обратившись к традиционной образной системе.  

Вы можете заказать понравившуюся работу или художественную обработку вашей фотографии с другим сюжетом с учетом пожелания по цветовому решению, стилю и технике обработки.

В этой рубрике представлены работы, выполненные в стиле импрессионизма

 

В этой рубрике представлены художественно обработанные фотографии

 

 

 

Навигатор поиска интерьерной фотографии:

О том, как и какие фотографии выбрать для вашего интерьера, как подобрать рамку и оформить фото, чего не стоит делать в украшении своего интерьера при оформлении авторскими фотографиями, какую технику печати выбрать, и как доставить работу, – про это мы рассказываем в разных рубриках сайт. Пожалуйста, прежде чем покупать наши или какие-либо другие фотографии для оформления интерьера, ознакомьтесь с материалами. Они сэкономят вам время и деньги.  

 

Фотогалерея

База интерьерных фото

Жанры

Образы и идеи

Стили, техника выполнения

Как компоновать фотографии на стене

Технологии печати фото

О сочетаемости цветов в интерьере

Недорогие рамы

Как приобрести понравившуюся работу

Цена

Контакты