На эти несколько фотозарисовок, посвященных Петербургу, надоумило знаменитое эссе Иосифа Бродского «Набережная неисцелимых». Это воспоминание поэта,
автобиографическое произведение, «поэзия в прозе, рассказывающее о его взаимоотношениях с Венецией». Иосиф Бродский безумно любил Венецию.
Ну, а я, как никак, живу в Венеции Северной. Вот и надоумило…Но что означает это название? Какие аналогии можно отыскать для столь нешуточного сравнения? Чем же Питер так похож на Венецию, кроме своих каналов. Кроме вездесущих мостов, которые в сравнении с венецианскими выглядят монстрами. Пространства у нас тоже огромны. Как, собственно, и сам фантастический замысел Петра I.
При внимательном прочтении эссе действительно можно обнаружить несколько ответов на вопросы, в чем же схожесть Петербурга и Венеции. Правда, это по мнению Бродского. Да и тема схожести впрямую почти не обсуждается. Петербург упоминается лишь в контексте Венеции…
Петербург и Венеция похожи прежде всего в системе координат Знаков и Символов. А не столько внешне. Это означает открытое пространство для интеллектуальных шарад и головоломок в духе лучших произведений Милорада Павича. В ткани смешения стилей и соединения подходов. Создания интеллектуальных двусмысленностей а-ля Магритт. Именно прочтение этого эссе позволяет разглядеть эту зыбкую, трепетную, словно рябь на воде, грань между Венецией и ее северным братцем…
Венеция и символы
Петербург, как и Венеция – это города для глаз. Это города наблюдателя и наблюдаемых. Самая простая реакция для гостя Петербурга: «очень красивый город». Но это, разумеется, это крайне поверхностный уровень восприятия. За этой красотой скрыты знаки и символы, которые как раз и не оставляют равнодушными почти никого, воздействуя на самые глубины сознания забредшего гостя. Человек задумывается…
Венеция – десятикратно более знаковое и символичное место на земле. Человек здесь становится экспонатом камерного музея. Возможно, даже кунсткамеры. Вот и в Петербурге я, например, не раз ощущал себя участником странного музейно-исторического перформанса. Причем в обычные, не праздничные дни города. В разных частях Петербурга – он разный. Особенно хороша на предмет этой исторической театральности Петроградская сторона. Там и сегодня живут некоторые презабавные экспонаты в необыкновенно интересных декорациях исторического Времени.
Интересно, что в одной части Петербурга ты ощущаешь себя одним героем, из одной эпохи, а в другой – словно бы другим…Кстати, если вчитаться в некоторые стихотворения Бродского, то можно прямо почувствовать это его ощущение принадлежности человека к музейному фонду. С той лишь поправкой, что в музее это все — живые.
Петербургская гондола…
По Бродскому, Венеция – это не просто город для глаз. Сам человеческий глаз является символом. Он отражается в работах художников, фотографов, кинорежиссеров. Он становится оком, которое наблюдает за всем, что в нем происходим. За каждым, кто в него пребывает. И, конечно же, прорезь для глаз является частью знаменитой венецианской маски. А слеза на ней – символ этой короткой Жизни…И львы, конечно же эти вездесущие львы. Они самые главные хранители и Питера, и Венеции.
Еще одним безусловным венецианским символом для нас может быть эта вездесущая гондола. Она словно бы Знак перехода в новое состояние. Состояние завершения и завершенности Времени. Времени конкретного человека на земле. А это уже аллюзия к лодке Харона. Как атеисту, мне мало дела до всяких там якобы божественных и потусторонних сил. Их просто не может существовать. Но с точки зрения глубинных процессов этой
человеческой жизни и драмы ее видимой стороны – лодка, безусловно, достойное сравнение. Метафора и символ того, как на самом деле все вокруг глубже, интереснее и загадочнее, нежели видится на первый взгляд.
Кстати, очень жаль, что в Петербурге нет гондол. Люди, желающие на ней прокатиться, есть, а гондол нет. Возможно, просто временно их место заняли речные трамвайчики и скоростные катера??? А если бы где-нибудь в укромных уголках питерских каналов, где нет сильного судоходства, появилась хоть одна гондола…Петербург точно получил бы новое звучание. Я бы первый встал в очередь к петербургскому гондольеру!!!
И, уверен, петербургское гондольерство должно начаться именно с Петроградки, а если точнее — с Карповки. На этом петроградском островке есть чудесные места, где могли бы парковаться гондолы…
Петербург и отражения
Конечно же, Петербург и Венецию роднит отражение в воде. Город отражается в воде. И в воде отражаешься ты. И там, и там – много воды. Вода — повсюду. Вода символизирует обновление. Везде потоп. И ты, обновленный, отражаешься в этой воде. От воды никуда не деться ни в Петербурге, ни в Венеции. Однако Петербург от воды еле спасся. А вот Венеция, похоже, рано или поздно закончит свои дни именно под водой. Но пока Венеция еще стоит на суше, а не ушла под воду, и в том, и в другом случае отражение себя в городе и города в нас – это мощный символ отражения Времени.
Взаимоотражение Времени и человека…Бродский описывает это состояние зеркальности и бесконечности Отражения и растворения. Что в Петербурге, что в Венеции человек, становясь его экспонатом, не просто растворяется. И эти два города тоже растворяются в нем.
Объект изображения – в данном случае Венеция и Петербург — становятся словно бы частью человека, особенно в том момент, когда человек выступает в роли художника.
Вот и я иногда…то растворяюсь в своем венецианском Петербурге реальном. То в своей Венеции – вымышленной.
Тема отражения остается интересной идеей для оформления пространств фотографиями. Особенно — в интерьерном дизайне. Однако под отражением понимается вовсе не только изображение на воде. А нечто другое, значительно более глубокое и бездонное, нежели сама вода…
Навигатор по сайту:
Оформление стены фотографиями и идеи для интерьера…Мы подробно рассказываем о применении авторской фотографии в интерьерном дизайне и декоре помещений в рубрике «О чем сайт». Мы акцентируем внимание на том, что можно и чего нельзя делать в украшении своего пространства и при оформление стен авторскими фотографиями. Говорим о свете и цвете в интерьерном дизайне. О правилах размещения фотографий на стене.
Материалы о принципах компоновки фотографий на стене
Информация об актуальных технологиях печати
О сочетаемости цветов и оттенков в помещениях
Как приобрести понравившуюся работу
Все о самых интересных и недорогих рамах для фотографий
Я с радостью отвечу на Ваш комментарий, но позвольте узнать Ваше мнение