Какие фотографии могли бы украсить нашу стену? В чем заключаются лучшие идеи для интерьера помещений.
Сегодня в качестве фотографии для интерьеров используются не только фото-арт, сюрреалистические и модернистские сюжеты. Становятся все более популярными фотографии первых советских фотографов-авангардистов. Возврат к ретро фотографии – восходящий тренд. Эти фотографии можно за достаточно небольшие деньги купить и напечатать. Они по достоинству займут место в вашем интерьере. Сделают жизненное или даже офисное пространство значительно глубже и интереснее.
Этой публикацией мы открываем серию материалов, посвященных советскому фотоавангарду. И нескольким его ключевым фигурам: Александру Родченко, Борису Игнатовичу и некоторым другим фотохудожникам.
Первый герой серии публикаций – Александр Родченко…Но сначала – немного об истоках советского авангард.
Что такое авангард?
Стоит определиться в понятиях. Что такое советский авангард? Причиной его появления была, безусловно, революция, полностью изменившая жизнь и уклад россиян. Это течение зародилось в недрах производственно-утилитарного искусства. По сути авангард и конструктивизм молодой советской республики, будь то в форме театра, кино, фотографии или дизайна, архитектуры и живописи с графикой, стали прямым противопоставлением декадансу. Это был некий итог развития западной культуры. И во многом молодые советские художники пытались изобрести заново и нового человека, устремленного к коммунизмe, и его тело. И тут напрямую встал вопрос – как отображать этого нового человека. Самыми доступными способами были, конечно же кино и фотография.
Советский авангард взамен старого тела словно бы изобретал коллективное. На него возлагалась надежда продолжения дела революции. 20-е годы – это период конструктивистских манипуляций с фотографией. Коллажирование, раскрашивание и монтаж. Но суть была, безусловно, более тонкой: «обретение нового, более совершенного социального тела».
Путь из прошлого в будущее
Фотография, как известно, изобретена в 30-х годах XIX века. Очень быстро она претерпела разнообразные изменения с точки зрения потребления обществом. Можно с уверенностью утверждать, что в 1920-е годы фотоискусство, его суть, была открыта словно бы заново.
Если до 1917 года фотография была уделом аристократии, предметом роскоши, то революция сломала этот тренд. Теперь фотоискусство сместилось в центр смыслов. Авангардисты начали безапелляционно и агрессивно декларировать отказ от буржуазной живописи. На тот момент был жизненно необходим переход на более доступный и более народный с технической точки зрения способ отображения реальности и утверждения новой действительности. Поэтому на замену ему и прочили дешевую технологию – фотографию. (Разумеется, полностью фотоискусство не вытеснило живопись. Как не вытеснил кинематограф театр).
Революционный задор и искусство
Дело в том, что в годы революционного слома всегда происходит слом в идеологии искусства. Вот и в 20-е произошла переоценка живописи и фотографии. Из социального фотоискусства для созерцания (из домов российских аристократов и помещиков) она должна была переместиться в новую коллективную жизни. А заодно — и стать средством воздействия на массы для манипулирования и управления.
Таким образом в начале 20-х такая идея получила развитие в «производственном движении». Его родоначальниками были самые и художники, и писатели, и архитекторы, и теоретики авангарда. О них мы и вспомним в ближайшее время на нашем сайте: Александр Родченко, Елизара Лагман, Борис Игнатович, Сергей Третьяков, Эль Лисицкий, братья Веснины, Борис Арватов, Густав Клуцис, Моисей Гинзбург, Николай Чужак, Борис Кушнер и др.
Именно эти люди традиционному русскому искусству противопоставили авангард. Каждый – в своем направлении. Они и являются создателями концепции, которая объединила авангард и фотографию.
В новой системе координат
Авангард ввел новую систему правил восприятия. Но воспринимался он все же как отклонение от традиции. Как некий деструктив. Как пишут искусствоведы, «авангард сделал правилом нарушение правил и отклонение от «единственно возможной» культурной нормы». Авангардное проектирование стало проектированием социальным. И проявляться это стало именно в практической плоскости, а особенно, в и пропаганде. Появились агитплакаты, фоторепортажи, снималось новое кино, выпускались новые газеты. Фотография стала ответом на запросы идеологии и требований производственников к новому искусству.
Главное преимущество авангарда заключалось в том, что оно органично соответствовало производственным возможностям советской республики в соответствие с уровнем развития технологий. Главное было в массовости. Оно могло оперативно перейти от частных созерцательных картин художников к массовому выпуску информации для пропаганды. Оружием художника стали не только мольберт и сцена, но и фото- и киноаппарат. Авангардисты поставили буквально на поток производство соответствующей творческой продукции.
В сущности, «документальный эпос» и стал истинным «соцреализмом». Его представителями были художники-оформители Густав Клуцис и Сергей Сенькин. Александр Родченко со своими фоторепортажами. Фотограф Борис Игнатович, Елизар Лагман. И все-таки «соцреализм» в культурологии принято считать «исторически неконкурентоспособным, а его победу «в жизни» на тот период времени случайным курьезом».
Фотография коллективного тела и обряд инициации
В середине 20-х годов в советском фотоавангарде сформировались два главных направления. Они и стали на ближайшие 15 лет смыслообразующим для многих направлений искусства и масскульта. Первое касалось пропаганды и идеологии. Лидером этого ответвления и был герой нашей публикации Александр Родченко (правда, вместе с Густавом Клуцисом). Для индустриального дизайна они были так же важны, как Малевич и Татлин для художественного авангарда.
И Клуцис, и Родченко свои первые снимки сделали в 1923-24 годах. Задачей они видели фотомонтаж как прием. Правда, Клуцис был уверен, что фотография – это лишь исходный материал. И что его необходимо обработать. Родченко возвел фотомастерство в ранг самостоятельного жанра.
Фактически он заменил фотографией живопись. Выступил в роли этакого фоторепортера, работающего на заказ. Эта роль эта остается выбором художника, эстетическим выбором, осознанным актом. Вообще конструктивисты всем своим творчеством были приверженцами идей Просвещения. И это неудивительно: сама Революция, как слом социального мироустройства, проистекал именно из Просвещения. Особенно – в части создания «нового человека».
Человек в центре соцарта
Вполне естественно, что основным объектом для советской авангардной фотографии становится человек. А фотомонтаж выступает отражением. Это видно в той фрагментации, разрушении цельности фотоснимка, которыми занялись фотомонтажеры типа Родченко. Это было своеобразное принесение в жертву цельного кадра вместе с изображенным телом. Сами эти манипуляции с фотомонтажом похожи на ритуалы инициации. Дело в том, что новый статус можно получить лишь после принесения в жертву чего-то исходного. В данном случае – исходного изображения тела. Инициация в разных культурах почти всегда связана с кровью, травмированные (несильным) тела. Со шрамами, как следствием этих инициаций. Шрамы на фотографии – это стыки, склейки кусков кадров. Не что иное, как свидетельство прохождения инициации, эквивалента реальных рубцов на теле. Они – эти монтажи – и символизировали переход от старого к новому. То есть инициацию Революцией.
Был, творил, ушел, оставил
Родченко родился в Петербурге в 1891 году. В 1905 году окончил Казанское приходское начальное училище. А в 1911-14-х учился в Казанской художественной школе. Там же познакомился он и с Варварой Степановой, будущей женой. С ней, спустя пару лет, он начал совместную жизнь в Москве. Но в том же году призывается в армию и почти до февральской революции служил заведующим хозяйством Санитарного поезда Московского земства.
В 1917 году, после Февраля, создаётся профсоюз художников-живописцев. В нем Родченко начинает работать секретарём. Занимается бытом художников. Примерно в это время вместе с Г. Б. Акуловым,, В. Татлиным и другими оформляют кафе «Питтореск» в Москве. С 1918 по 1921 Родченко служит в отделе ИЗО Наркомпроса. Параллельно с этой работой разрабатывал «серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ». В 1916 участвует в главных выставках русского авангарда (например, в выставке «Магазин», которую организовал Владимир Татлин).
В манифестациях «Всё — опыты» и «Линия» Родченко отразил творческий принцип. Суть подхода заключалась в отношении «к искусству как к изобретению новых форм и возможностей». Творчество он расценивает уже как эксперимент. Особое место в творчестве Родченко изначально занимала плоскость. В 1919 году он написал «Чёрное на чёрном». Это были работы, основанные только на фактуре. А в 1919—1920 гг. ввёл линии и точки, как самостоятельные живописные формы.
В 1921 на выставке «5 × 5 = 25» Родченко показал удивительную для того время работу: триптих из трёх цветов – жёлтого, красного и синего.
Время, пространство, пропаганда, фотография
Хотя Родченко был фотографом, художником и графиком, он увлекся пространственными конструкциями. Работы над ними были разбиты на циклы. Первый — «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918) – состоял из плоских картонных элементов. Вторым стали «Плоскости, отражающие свет» (1920—1921). В роли главных героев выступили висящие фанерные фигуры (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник). Третий цикл — «По принципу одинаковых форм» (1920—1921). Это были соединённые произвольно деревянные бруски. В 1921 он завершил этот «пространственный» проект и занялся «производственным искусством».
С 1920 по 1930 годы Родченко преподает и работает сразу в нескольких художественных учебных заведениях СССР.
Фотографировать он начал только в 1924 году, в 1930 году создал фото объединение «Октябрь».
В конце 1920-х — начале 1930-х годов Родченко работал фотокорреспондентом в газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даёшь», «Пионер», «Огонёк» и «Радиослушатель». Работал он и в кино – как художник фильмов «Москва в Октябре», «Журналистка», «Кукла с миллионами» и «Альбидум». Он участвовал также в театральной постановке «Инга» и «Клоп», разрабатывая оригинальную мебель, костюмы и декорации.
Дебют в спортивной съемке
В 1932-1935 годах работает корреспондентом в издательстве «Изогиз». В этот период создает свои дебютные спортивные фотографии. Как фотокорреспондент. С 1935 по 1938 года занимал должность члена редколлегии журнала «Советское фото». Один из самых известных снимков – «Спортивная колонна».
В 1938-1940 годах художник сделал не менее знаменитый проект о советском цирке. Правда, из-за начавшейся войны, фотографии не удалось издать. В военные годы Родченко был в эвакуации, где работал главным художником Дома техники. А с 1945 по 1955 годы занимался оформлением альбомов по истории. Он создает также целую серию пропагандистских плакатов.
Родченко создал дизайн для фотоальбомов «15 лет Казахстана», «Первая конная», «Красная армия», «Советская авиация» и т.д. Продолжал он заниматься и живописью. Был художником-оформителем фотовыставок, членом Союза художников СССР. В 1936 участвовал в «Выставке мастеров советского фотоискусства». C 1928 года регулярно посылал фото в фотосалоны США, Франции, Испании, Великобритании, и других стран.
Агрессивно-прогрессивное в фотоискусстве
Как и любой творческий человек Родченко был многогранной личностью. Он и фотограф, и живописец, и дизайнер, и учитель. Но основной объем его популярности пришелся все же именно на фотографию. По технике производства, фотомонтажу, самой идее они существенно опережали свое время. Родченко смело нарушал каноны. И его стиль вошел в учебники еще при жизни. Он много снимал портреты людей. Самыми знаменитыми стали документальная работа «Портрет матери» и фотография Владимира Маяковского и Лили Брик.
Часто подходы Родченко были настолько прогрессивными, что подвергались резкой критике. К примеру, самый его известный снимок – «Пионер-трубач» – был признан «неполиткорректным». Мальчик на фото вышел похожим на «откормленного буржуа», что, конечно, не вписывалось в дух советской агитпропаганды.
Обычный исход
В 1930-х годах Родченко сделал фоторепортаж о строительстве Беломорканала. Он встречал пароход «Карл Маркс», на котором отметить окончание эпохальной стройки прибыла группа писателей во главе с Горьким. По словам Родченко, на Беломорканале он сам сделал более 2 000 фото (сегодня из них известны около 30.
Сама работа над беломорским проектом пошатнула в Родченко веру в справедливость социализма. Как следствие он теряет желание заниматься пропагандистской работой. Поэтому он «ушел» в спортивную фотографию, добился серьезных успехов. Именно в ней он реализовал стиль, ставший визитной карточкой – съемку под необычными ракурсами. Одной из популярных работ стал снимок «Девушка с лейкой», на котором изображена его же ученица – Евгения Лемберг. Этот снимок был признан во всем мире.
Послевоенные годы для Родченко мрачными временами. Работы было мало, денег с трудом хватало на жизнь, у него случались депрессии. В 1951 году его исключают из Союза художников за «отход от социалистического реализма». (Правда, через 3 года восстановили). Но после этого создать новые шедевры Александр Родченко уже просто не успел. 3 декабря 1956 года, сердце гения отечественной фотографии остановилось. Умер Родченко от обширного кровоизлияния в мозг.
Влияние на развитие фотографии
Александр Родченко оказал колоссальное влияние не только на развитие отечественной фотографии, но и в целом на все искусство – и на живопись, и на театральное искусство. Родченко стал поистине первопроходцем авангарда. Именно он разрушал правила в фотографии, создавая новые. И хотя он стал первой величиной советской пропаганды, все же отказывается от работы в этом направлении. Это было несовместимо с его совестью.
Сам Родченко писал, что «хочет создать фотоснимки, которых раньше никогда не делал. Те, которые будут удивлять и поражать, отображая жизнь в ее простоте и сложности».
Сделанные в свое время фотографии Родченко вошли в золотой фонд мирового и российского фотоискусства. Репринтные отпечатки фото Александра Родченко – несомненное украшение любого пространства и интерьеров и в наши дни.
Навигатор по сайту:
Мы подробно рассказываем о применении авторской фотографии в интерьерном дизайне и декоре помещений в рубрике “О чем сайт”. Мы акцентируем внимание на том, что можно и чего нельзя делать в украшении своего пространства и при оформление стен авторскими фотографиями. Говорим о свете и цвете в интерьерном дизайне. О правилах размещения фотографий на стене.
Материалы о принципах компоновки фотографий на стене
Информация об актуальных технологиях печати
О сочетаемости цветов и оттенков в помещениях
Как приобрести понравившуюся работу
Я с радостью отвечу на Ваш комментарий, но позвольте узнать Ваше мнение